Киновед Ульви МЕХТИ
В Тбилиси на VI Фестивале кино России, республик СНГ, Балтии и Грузии состоялось открытие летней международной киношколы "Содружество молодых кинематографистов". В конкурсе участвовали 23 картины короткого метра из 14 республик постсоветского пространства.
Большинство участников - зрелые кинематографисты, которые успели побывать участниками и призерами крупнейших международных кинофестивалей. Почти все фильмы вызывали резонанс и живой интерес, как у зрителей, так и у коллег кинематографистов. А дирекция кинофорума во главе с коллегами киноведами Вячеславом Шмыровым и программным директором Александрой Жуковой великолепно поработали над репертуаром.
Был представлен полный состав участников и репертуара киношколы.
В таком изобилии кинематографических эксклюзивов выбор победителей во всех номинациях был нелегок, так как у каждого фильма, у его авторов-режиссеров есть свой художественный почерк. Мне, как профессиональному зрителю, отрадно видеть среди лауреатов кинофорума имена своих соотечественников. Наши кинематографисты как никогда достойно представили Азербайджан и порадовали успехами независимого Азеркино.
Итоговые результаты таковы:
Лауреат ДИПЛОМА по голосованию участников и зрителей - Эльмар Иманов (Азербайджан) - фильм "Качели гробовщика"
Лауреат ДИПЛОМА МАСТЕРОВ - Теймур Гаджиев (Азербайджан) - фильм "Шанхай, Баку"
Изысканная Бакинская публика уже успела познакомиться с Эльмаром и его фильмом "Качели гробовщика", начиная с 2012 года многократно демонстрировавшегося в Баку, а вот фильм "Шанхай, Баку" по весне был только в одноразовом спец-показе для эксклюзивной публики в стенах творческого центра YARAT.
По случаю премьерных фестивальных шествий данного фильма автор-лауреат киношколы Теймур Гаджиев ответил на вопросы киноведа Новости-Азербайджан Ульви Мехти:
- Как тебе особая бакинская публика в интерактивном общении после просмотра? Этот зритель все чаще избалован глянцевым позитивом, а ты вдруг "бабах!" и демонстрируешь Баку, далекий от картинок люминесценции АзТВ?
- Публика восприняла картину весьма неоднозначно. Фильмом и восторгались, и безо всяких обиняков ругали. Причем, если позитивное мнение генерировалось почти стопроцентно со стороны молодежи, то негативная риторика звучала со стороны более пожилого контингента. Короче, была прекрасная дискуссия!
Кстати, пользуясь случаем, хочу выразить свою благодарность руководству YARAT за то, что предоставили возможность показать фильм изысканной публике и получить замечательные эмоции от непосредственного контакта со зрителями.
Что же касается "глянцевости", то я показал реальность города такой, как она есть - без всяких прикрас и пиетета к фальшивой, бездушной целлулоидной "красоте", которая нас вроде бы и окружает, но никак не проникает в суть нашей жизни. Трущобы квартала "Шанхай" действительно существуют в городе Баку, и желающие могут сами ознакомиться с реалиями этой местности, кстати, недалеко от главного проспекта.
- В чем выражен твой интерес к подобного рода киношколам "Содружества", где контингент участников состоит из представителей постсоветского пространства? Насколько помнится, в прошлые годы ты отдавал предпочтения крупным кинофорумам, таким, как Канн, Локарно, и только сейчас спустя определенное время ты среди как бы своего русскоязычного ареала.
- Главная ценность кинематографа для меня - возможности данного вида искусства в сфере невербальных коммуникаций. Поэтому нельзя сказать, что для меня существуют языковые предпочтения в самом кино, или же в киношколах, где проводится смотры и тренинги для будущих профессионалов.
Важен только сам язык кинематографа, его имманентная специфика, т.н. "магия кино" - и если уровень мастеров данной школы, а также коллег-участников достаточно высок, то и "прозрение" не заставит себя долго ждать.
В рамках же киношколы в Тбилиси мне посчастливилось познакомиться с весьма перспективными молодыми киношниками, обменяться опытом и наладить связи для возможного сотрудничества в будущем.
Эльмар Иманов, Алексей Федорченко, Теймур Гаджиев
И, конечно же, большой удачей было получить профессиональные отзывы от наставников - тем более от таких ярких и самобытных режиссеров, как Алексей Федорченко, который был руководителем моей группы.
Ульви Мехти, Александр Миндадзе, Теймур Гаджиев
Исторически ценна незабываемая встреча и общение с Александром Миндадзе - мастером кинодраматургии советского и российского кинематографа. На киноповестях мэтра в постановке Вадима Абдрашитова формировалось мое познание киноязыка той эпохи.
- Ты попробовал себя во всех трех ипостасях сценариста, режиссера, продюсера, так что же для тебя наиболее приемлемая зона комфорта в плане дальнейшего профессионального роста?
- Все три данные ипостаси взаимосвязаны, и мне затруднительно рассматривать их по отдельности. Современные условия производства кино диктуют свои условия, главным из которых, на мой взгляд, является целостное и структурированное понимание самого процесса и его отдельных компонентов. Важно понимать особенности режиссуры и продюсирования уже в момент написания сценария, ведь иначе рискуешь написать историю, которую просто невозможно будет воплотить на экране.
Но, конечно же, развитие навыков режиссуры кино - это основной приоритет моей творческой деятельности. Будем надеяться, что, не смотря ни на какие невзгоды, мне и моим единомышленникам удастся вписать нашу страну в список стран, которые известны и любимы своим кинематографом.
- Впервые за всё время, что довелось быть на кинофорумах, именно на Тбилисском " Содружестве" наше кино весьма достойно было представлено дипломной короткометражкой Эльмара и твоей ударной шокирующей работой между документальным и игровым кино. В целом, если сравнивать наше кино (а сравнивать в этом случае можно только регионально) с регионом Южного Кавказа и Средний Азии, есть потенциал у кинематографистов твоего поколения и у тех, кто после Вас?
- Потенциал есть, и мы находится в постоянной и напряженной работе над собой. Пробуем нащупать новые возможности киноязыка, хотя бы чуть-чуть раздвинуть горизонты традиционного нарратива и выйти за пределы сложившихся жанров, формул и драматургических клише. Конечно, мы совершаем немало ошибок в процессе, но, поверь мне, каждая из таких ошибок на вес золота, так как именно они и учат нас настоящемубезмолвному знанию кино.
Я бы, кстати, не согласился с твоей формулировкой, что "сравнивать можно только регионально", так как объективная реальность уже говорит о том, что нас принимают в Европе и Штатах на довольно высоком уровне. То есть, мы уже на деле доказали, что азербайджанское кино может выглядеть совсем не хуже колумбийского или французского.
Единственная наша проблема в том, что, не обладая серьезными материально-техническими ресурсами, нам сложно производить с высокой частотой большое количество фильмов. Ведь шедевры - они как бриллианты в руде, нужно переработать немалое количество шлака, чтобы добыть хотя бы немного ценного камня.
- Сейчас, в эпоху "постпостмодернизма", как раз время индивидуальных проектов, когда художник может выступать, под стать тебе, в нескольких ипостасях. Был ли у тебя соблазн или необходимость встать за камеру и самому начать монтировать собственный фильм?
- И соблазн, и необходимость всегда имеют место быть. Но я смотрю на эти вещи трезво - если есть возможность дать профессионалам своего дела выполнить свою работу, то я так и делаю. У меня нет маниакальной потребности все контролировать, или же, пользуясь положением, пытаться реализовывать свои амбиции в сферах, где есть люди гораздо опытнее меня.
Но, если посмотреть глубже, то станет ясно, что каждый из нас, в том числе и я, и ты уже стоим за камерой своего жизненного пути, сами же монтируя свои ошибки на собственном опыте. Жаль, перемонтировать нам уже ничего не дадут.
- Первые результативные ростки независимого кино Азербайджана были на примере фильмов Вагифа Мустафаева в эпоху безвременья 90-х, и сейчас, спустя 20 лет - это кино ребят твоего поколения. Есть ли эволюционный процесс в развитии независимого кино и должно ли государство оказывать поддержку в виде киноцентров или фондов?
- Наше независимое кино, не в пример "зависимому", развивается семимильными шагами. Если сравнить достижения молодых режиссеров, которые снимали свои фильмы, не обращаясь в минкульт, с достижениями их "официальных" коллег - выяснится, что коэффициент эффективности потраченных денег где-то 100 к 1.
Причина подобного отставания в устаревшей модели управления кинопроцессом, который остался им в наследство с советской эпохи. Во втором десятилетии XXI века просто нелепо пытаться производить кино по правилам середины XX. Ведь изменились не только технологии съемок, но и параметры восприятия контента, его усвояемости. Изменился, в конце концов, и сам язык кино.
Сегодня та самая киностудия "Азербайджанфильм" им. Д. Джаббарлы находится в таком состоянии, что там можно снимать пост-апокалиптический фильм, причем без декораций. Я уже не говорю об их критериях отбора сценариев, методах работы с режиссерами и продюсерами.
Опять же, все можно изменить и привести в соответствие с мировыми стандартами. На примере службы АСАН мы убедились, что весь документооборот между государством и гражданами может быть значительно упрощен, а граждане избавлены от волокиты и мздоимства на местах. Таким же образом можно реформировать и сферу кино. За примерами далеко ходить не надо: в соседней Грузии функционирует Национальный центр кино, и каждый год хотя бы один из грузинских фильмов становимся событием Европейского масштаба.
Самое главное, на все это дело не потребуется даже половины тех денег, которые ежегодно в Азербайджане тратятся на кинематограф. Кроме того, грамотно и последовательно выстроив процесс, через три-четыре года можно выйти на самоокупаемость и даже начать приносить прибыль!
- И что же сейчас происходит на твоем горизонте?
- Этим летом планирую снять свой третий короткометражный художественный фильм, а затем дать небольшую паузу в режиссуре, сосредоточившись больше на продюсерской деятельности.
На горизонте есть несколько чрезвычайно интересных кинопроектов, среди которых хотелось бы выделить международный проект о жизни Льва Нуссимбаума, автора книги "Али и Нино", который, как известно, родился и вырос в Баку. Есть замечательная книга о его жизни, называется "Ориенталист", которая принадлежит перу обладателя Пулитцеровской премии Тома Райса. Удивительная просто фактура, трудно даже поверить, что это биография реального человека.
Дело осталось за малым - экранизировать эту поистине выдающуюся жизнь!
Теймур Гаджиев. Режиссер, продюсер. Родился в 1982 году в Баку. Окончил факультет экономической кибернетики Бакинского государственного университета (степень бакалавра), магистратуру университета West Texas A&M (США) по специальности "маркетинг". В 2013 году основал компанию FIL PRODUCTION. В 2014 году был принят в резидентуру летней академии кино при фестивале в Локарно. Как продюсер и режиссер участвовал в каннском "Двухнедельнике режиссеров", Оберхаузене, МКФ в Палм Спрингз, Тампере, Уэска, и т.д.//novosti.az//